Главная / Новости / 5 ПРАВИЛ О ДОМЕНЕ ИЛИ КАК УБЕРЕЧЬ КОМПАНИЮ ОТ ПОТЕРИ БИЗНЕСА

5 ПРАВИЛ О ДОМЕНЕ ИЛИ КАК УБЕРЕЧЬ КОМПАНИЮ ОТ ПОТЕРИ БИЗНЕСА

Случаи, когда сталкиваются права владельцев доменных имен, товарных знаков и фирменных наименований — одна из наиболее сложных тем в области интеллектуальной собственности. Как их избежать и что делать, если вы уже попали в такую ситуацию — рассказывает патентный поверенный (Группа Патентных поверенных IPCredo), эксперт Агентства безопасности бизнеса Галина Скобкарёва.

— С точки зрения законодательства, как белорусского, так и международного, доменное имя не является объектом интеллектуальной собственности. В ст. 980 Гражданского кодекса Беларуси к средствам индивидуализации отнесены: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания. Для начала определимся с понятиями.

Фирменное наименование — это название юридического лица, под которым ведется предпринимательская деятельность. Оно определяется учредителями, и право на него возникает в момент регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ), действует бессрочно до ликвидации юридического лица.

Товарный знак и знак обслуживания — это обозначение, которое позволяет отличать товары или услуги одного лица от однородных товаров или услуг других лиц. Отличие товарного знака от знака обслуживания только в том, что первый используется для товаров, а второй — для работ и услуг. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации в патентном ведомстве, удостоверяется свидетельством на товарный знак и действует на определенной территории.

К примеру, «Ромашка» может быть и товарным знаком, и фирменным наименованием.

Географическое указание включает в себя два понятия:

  • «Наименование места происхождения товара» — это название страны или местности, характерными свойствами которых пользуются производители этого региона для обозначения качества и индивидуализации товара. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности.
  • «Указание происхождения товара» может быть представлено в виде названия географического объекта, например, «Сделано в Беларуси», или в виде изображения, к примеру — государственный флаг, и не подлежит обязательной регистрации.

Доменное имя к объектам интеллектуальной собственности не относится, а значит, не имеет защиты.

В то же время практически любой бизнес имеет сайт, а значит, и доменное имя. Когда доменное имя является общеупотребимым термином (к примеру — аптека) или дублирует фирменное наименование вашей компании, ситуации, связанные с нарушением исключительных прав, практически невозможны. Но зачастую наименование компании — одно, название сайта — другое, товарный знак, при его наличии, — содержит третье. Естественно, есть ситуации, когда каждая линейка продукции имеет свой бренд, и такой подход является необходимостью, но чаще всего наименования выбирают спонтанно, что имеет ряд недостатков и последствий.

 

Если в вашем доменном имени содержится чужой товарный знак или фирменное наименование, его владелец может подать на вас в суд и отобрать доменное имя.

 

На каком основании? Согласно ст. 1019 Гражданского кодекса Беларуси и ст. 3 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» владелец товарного знака имеет исключительное право использовать его, а также вправе запрещать использование товарного знака другими лицами. В соответствии со ст. 20 этого же закона использованием товарного знака является в том числе и его упоминание в доменном имени. При этом пункт 38 Инструкции о порядке регистрации доменных имен предупреждает о том, что следует избегать названий, совпадающих с наименованиями зарегистрированных средств индивидуализации — фирменных наименований и товарных знаков.

Последствием несоблюдения этой рекомендации может быть передача права на администрирование домена владельцу товарного знака — на основании решения суда.

Следовательно, если ваше доменное имя не дублирует ваше название компании или не зарегистрировано в качестве товарного знака, вы рискуете. Вопрос в том, оправдан ли риск. Предположим, средняя стоимость разработки сайта — 1500−2000 белорусских руб. ($ 700−1000). Минимальный бюджет на продвижение сайта в Google и Yandex — 100 руб. ($ 50). Как правило, перенести архив на другой домен не сложно. В данном случае вы теряете только трафик на сайт, а это напрямую связано с объемом реализации и вашей выручкой. При нарушении чьих-то прав есть риск серьезных убытков — не только в связи с потерей клиентов и дополнительными расходами по раскрутке нового сайта, но и в связи с судебными издержками.

Также лакомым кусочком для недобросовестных конкурентов является регистрация уже раскрученного доменного имени в качестве товарного знака с последующим предложением покупки его по завышенной цене. Да еще и под угрозой запрета его использования.